Больше ста лет соединяет берега Амударьи железнодорожный мост Туркменабат-Фараб, протяженность которого свыше 1600 метров. Несмотря на солидный возраст, он по-прежнему "работоспособен" и привлекателен благодаря архитектурным особенностям, придающим многотонному сооружению удивительное изящество, почти воздушность. Ровесник Эйфелевой башни он в свое время также приравнивался к архитектурным шедеврам. Мосты, как люди, - живут, трудятся, стареют... Им тоже нужна забота. Чтобы мост Туркменабат-Фараб работал надежно, справлялся с нагрузками, работники специальной лебапской железнодорожной ПМК-3 регулярно ведут профилактические ремонтные работы: заменяют крепления, проверяют опоры, которые много лет назад были укреплены скальным грунтом. И потому наш мост по-прежнему красив и трудится в меру сил, пропуская грузовые составы, перенося миллионы тонн груза в год с одного берега на другой. В 1996 году "здоровье" моста Туркменабат-Фараб исследовала большая группа международных экспертов и специалистов по строительству и эксплуатации мостов из Германии, Франции, Австралии и других стран. После тщательного анализа эксперты отметили, что состояние нашего моста хорошее, и он по-прежнему входит в число шедевров инженерно-архитектурной мысли, может еще долго служить людям. В эти жаркие дни на старом мосту вновь работали специалисты, строители, испытатели, аналитики из Московского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. И вновь мосту пришлось держать "экзамен". Программа испытания была комплексной и довольно жесткой. Результаты фиксировались специальными датчиками, закрепленными на пролетах и опорах. По предварительной оценке специалистов, мост Туркменабат-Фараб может служить еще много лет, причем с максимальной нагрузкой, пропуская тяжеловесные грузовые составы. Судя по предварительным оценкам, срок эксплуатации моста Туркменабат-Фараб может быть еще увеличен. И даже когда старый мост "выйдет на пенсию", считают специалисты, необходимо сохранить его как подлинное архитектурное чудо мостостроения.
|