Туркменское Землячество
Вторник, 27.06.2017, 01:20
Меню сайта

Форма входа

Друзья сайта

Статистика

Последние статьи

Популярные темы

Мини-Чат
 
Наш опрос
С Туркмении с какого вы города ?
Всего ответов: 1650

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум Туркменских Земляков » Флэйм » Истории » поволжье (тюрские племена)
поволжье
ашхабадДата: Среда, 26.09.2007, 00:58 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 84
Репутация: 1
Статус: Offline
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ. ПОВОЛЖЬЕ.
В 169-170 годах начинается движение готов из Скандинавии в Крым, а с территории юго-восточного Казахстана в это же время двинулась одна из ветвей хуннского союза племен. С этими событиями связывается начало Великого переселения народов, в результате которого существенно изменяется этнокультурная карта Западной и Северной Евразии. В Европе в 400-500 годах начинается эпоха раннего средневековья – становления классовых обществ. Для начавшегося периода на территории Урала используется и другой термин – поздний железный век.
Археологические источники позволяют конкретизировать погребальный ритуал средневековых кочевников. В результате исследования курганов выяснилось, что торки (тюрки) и печенеги действительно клали в могилы умерших или рядом с ними чучела лошадей, от которых остались череп и кости ног, расположенные в анатомическом порядке. А у половцев существовал обычай класть целого коня, а не его чучела. Подобное половецкое погребение было открыто во время строительных работ в саду совхоза им. Луначарского Ставропольского района. У всех тюрков был распространен культ Востока и Запада, поэтому они укладывали своих умерших следующим образом: печенеги и торки – головой на запад; половцы – на восток. Монголы поклонялись культам, связанным с Севером, поэтому ориентировка погребенных была северной. Языческие могильники ХIII-ХIV в.в., где преобладала северная “монгольская” ориентировка, известны по берегам р. Самары.
У тюркских кочевников, создавших феодальные государства и объединивших многоэтничные оседлые и кочевые народы, наряду с культом предков начинал формироваться культ умерших вождей и знатных воинов. Власть вождя обожествлялась, ему приписывалась божественная сила. Как правило, тюркские вожди выполняли функции верховных жрецов. С течением времени культ вождей перерождался в культ одного умершего хана или же культ бога неба Тенгри-хана. В раннефеодальных по-своему характеру каганатах выделялся слой служителей культа – жрецов, а впоследствии распространялись мировые религии с их идеей единого бога-вседержителя – христианство, ислам, иудаизм. История знает и очень своеобразные выборы религиозных систем. Например, в Уйгурском каганате, возникшем в VIII в. на территории от Балхаша до Забайкалья, в качестве государственной религии было принято манихейство, совершенно чуждая для всей Азии религия. Хазарские правители остановили свой выбор на иудаизме.
Хазарский каганат (VIII-Х в.в.) распространял свою власть на Подонье, Приазовье, Кавказ, Нижнее Поволжье. Болгарские племена, кочевавшие в это время в Среднем Поволжье, находились в вассальной зависимости от хазар. В начале своей истории хазары, как и все тюркские кочевники, были язычниками. Вера в божественную силу своего вождя приняла у них форму сакрализации кагана. Об одном обычае пишет Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: "как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет". Таким образом каган, непосредственно связанный с богами, должен был сам определить срок пребывания в его теле этой божественной силы. Среди средневековых письменных источников о Хазарии имеется письмо самого хазарского кагана Иосифа, которое было ответом на послание придворного кордовского халифа, еврея Хасдая Ибн-Шафрута. Заинтересованный существованием в далеких степях иудейского государства, Ибн-Шафрут в своем послании задал много вопросов об этом государстве. Переписка относится к середине Х в., когда Хазария была уже ослабевшей от войн и набегов врагов. В ответном письме, повествуя о принятии иудаизма, Иосиф рассказывал, что хазарский каган Булан (VIII в.) убедил ангела, который явился ему во сне, в том, что сам он перейдет в иудаизм, но "народ, над которым я царствую, – люди неверующие. Я не знаю, поверят ли они мне... Явись к такому-то главному князю их, и он поможет мне в этом деле"... После согласия князя новая вера якобы была одобрена народом. Однако, основная часть населения Хазарии оставалась языческой. Ибн-Хаукаль пишет: "... царь и приближенные его – иудеи, а большая часть обычаев их – обычаи язычников". Нужно отметить, что Хазарский каганат отличался веротерпимостью. Среди населения сосуществовали различные религии и культы. На Северном Кавказе и в Крыму получило распространение христианство, проникавшее из Закавказья и Византии. При исследовании Верхнечирюртовского городища в Дагестане, в хазарском слое археологией обнаружены две христианские церкви из камня, а также многочисленные предметы христианского культа. В 20-е годы VIII в. началась арабо-хазарская война, в которой хазары потерпели поражение, и хазарский каган вынужден был принять мусульманство. Однако, после ухода арабских войск он вернулся к прежней религии. В начале IX в. один из беков, Обадия, совершил государственный переворот, лишив кагана фактической власти и стал именовать себя царем. На защиту старого порядка выступили вожди племен, и жестокая гражданская война с религиозным оттенком долго полыхала между Волгой и Доном. Дело в том, что иудейство – это национальная религия. Согласно его догмам, иноплеменники не могут быть истинными иудеями. Еврейские проповедники, пришедшие в Хазарию, с трудом обосновали, по-видимому, иудейское происхождение кагана и его придворных, но не могли этого сделать для многочисленного разноэтничного населения государства. Новая религия не объединила народы, а наоборот разъединила их и вызвала междоусобицы. В ходе гражданской войны каганат сильно ослабел, набеги печенегов и походы русских князей его окончательно разрушили. Степные пространства Хазарии заняли печенеги, а затем половцы, а население разгромленных городов и поселков бежало на Кавказ, в Крым, на Среднюю Волгу, где укреплялось новое государство волжских болгар.
Историческая судьба болгар, племен тюркского происхождения, родственных хазарам, сложилась иначе. Во второй половине VII в. они вели войну с хазарами за свои пастбища в Приазовье и потерпели в ней поражение. Часть болгарских племен во главе с ханом Аспарухом ушла на Балканский полуостров, где вместе с местным населением славянского происхождения создала государство – Дунайскую Болгарию, приняла христианство и растворилась в южнославянской среде, оставив лишь свое имя новому государственному образованию Европы. Основная часть болгар осталась в Приазовье, подчинилась хазарам и приняла участие в создании оседлой городской культуры на Дону и в Нижнем Поволжье. Третья группа болгарских родов отправилась в поисках новой родины в междуречье Волги и Камы. "Раннеболгарский" период истории волжских болгар (конец VII – начало Х в.в.) характеризуется кочевым таборным и затем полуоседлым скотоводческим хозяйством, языческой идеологией, вассальной зависимостью от Хазарского каганата. На Самарской Луке исследованы некрополи болгар конца VII – первой половины VIII вв. Они состоят из курганов, насыпанных из камней, и земли, под которыми захоронены представители болгарских родов, в основном, воины, в соответствии с языческим ритуалом и ярко выраженным культом всадничества.
В начале Х в. у болгар и пришедших на эту территорию угорских и финно-угорских народов начался процесс стремительного расцвета государственности, роста городов и развития культуры, которое имело в основном восточное мусульманское направление. Большую роль в этом процессе сыграло принятие болгарами ислама в качестве государственной религии. В исторической науке считается общепризнанным, что ислам, так же, как и христианство, распространяется лишь у народов, достигших определенного социально-экономического, а именно феодально-классового уровня. Затем мировые религии становились важным фактором их дальнейшего социального, экономического и культурного развития. По мнению этнографов, сильная и воинствующая мусульманская религия активно воздействовала на этническую консолидацию народов, оказывала огромное влияние на культуру и быт приобщенных к исламу народов.
Проблема времени и степени распространения ислама в Волжской Болгарии рассматривалась многими русскими и зарубежными востоковедами. Основная часть исследователей относила принятие ислама болгарами к началу Х в., связывая его с известным посольством багдадского халифа Муктадира к болгарскому царю Алмушу (921-922 гг.). Другие авторы считали, что процесс исламизации болгар начался раньше, возможно уже с VIII в. Подтверждение последнего предположения имеется в письменных источниках. Персидский автор Ибн-Русте в 903 г. писал, что большая часть болгар и царь Алмуш исповедуют ислам, хотя часть народа пребывает в язычестве. В селениях болгар имеются мечети и училища, муэдзины и имамы. Одежда их похожа на мусульманскую, и кладбище их как у мусульман. Сам Ибн-Фадлан, секретарь багдадского посольства, оставивший подробные записки о своем путешествии, сообщает, что мусульманами были сам царь Алмуш, его семья и другое население: "Мы видели у них домочадцев в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже принявших ислам. Все они известны (под названием) Баранджар. Для них построили мечеть из дерева, в которой они молятся".
Тем не менее, весной 921 г. Алмуш отправил своего посла в Багдад с посланием, в котором просил халифа прислать к нему кого-нибудь, кто помог бы укрепить мусульманство в его стране, построил бы мечеть, научил молитвам и дал средства на постройку крепости для защиты от врагов. Со своей стороны царь болгар обещал, что в новой мечети будет читаться молитва (хутба) в честь халифа Муктадира, что означало бы признание Алмушем верховной власти Багдада. Муктадир отправил посольство летом 921 г. Секретарем посольства был назначен образованный араб Ибн-Фадлан. Записки Ибн-Фадлана содержат интересную и важную информацию о болгарах. Е. А. Халикова, сделав предметом специального исследования проблемы распространения ислама в Волжской Болгарии, обратила внимание на наблюдения Ибн-Фадлана об особенностях молитв болгар. Он заметил, что болгарский муэдзин удваивает икаму, т.е. приглашение к молитве, для багдадского порядка богослужения было характерно прочтение икамы всего один раз. Эта деталь указывает на центр, из которого ислам проник к болгарам, а именно Среднюю Азию. Дело в том, что уже в VIII-IX вв. в ортодоксальном исламе появились разные религиозные школы (мазхабы), различавшиеся деталями богослужения.
В Малой Азии утвердились шафииты и ханбалиты, в Средней Азии – ханифиты. Удвоение икамы было характерно именно для ханифитов. По настоянию Ибн-Фадлана Алмуш приказал читать икаму один раз, но затем болгары вернулись к прежнему порядку.
Багдадское посольство 922 г. подняло авторитет Алмуша на международной арене и внутри страны, а также помогло ему в дальнейшей исламизации болгар. Однако, многие болгарские племена долго еще оставались в язычестве. А. П. Ковалевский, анализируя сочинение Ибн-Фадлана, пришел к выводу о том, что племя суваз (сувар) отказалось принять ислам и стало уходить на правый берег Волги. Интересным подтверждением данного предположения стали результаты раскопок Тигашевского городища Х-ХI вв., расположенного на юге Чувашии. Там было найдено языческое святилище Х в., аналогичное по своей конструкции чувашской керемети: огороженное деревянным забором пространство, у входа – большая землянка для ритуальных тризн, а рядом – ямы с костями животных, принесенных в жертву. Позднее на месте племенного святилища возник феодальный замок с тремя рядами валов и деревянными стенами на них. Феодал, построивший крепость, по-видимому, заменил старое святилище новым: оно было меньше, а в центре стоял идол – деревянный столб с вырезанной на нем человеческой головой. Следы колдовских, магических ритуалов были обнаружены при исследовании валов замка: в двух местах находились разрубленные скелеты собак, а рядом с новым святилищем в яме лежали череп и кости ног лошади, т.е. те части лошади, которые встречаются в печенежских погребениях и остаются от истлевшего чучела коня. Феодал, захвативший племенное святилище и построивший на нем свой замок, со временем, по-видимому, подчинился центральной власти, принял мусульманство, сломал "поганого" идола. Замок превратился в обычный город с мирным населением. В его культурном слое, как повсеместно на памятниках Волжской Болгарии, отсутствуют кости свиньи, т.к. ислам запрещает употреблять в пишу свинину.
Важные результаты изучения процесса исламизации Волжской Болгарии получены Е. А. Халиковой. Она привлекла к решению данной проблемы не только известные письменные источники, но и материалы археологических раскопок, в частности монотеистических некрополей Х-ХIII вв. Значительная источниковая база позволила Е. А. Халиковой убедительно показать, что ислам уже в Х-ХI вв. стал преобладающей религией всех социальных слоев болгарского общества, причем, как в городе, так и в деревне. Причем, если в начале процесса исламизации в погребальном ритуале болгар отсутствовало единообразие в положении погребенных, иногда нарушались основные требования религии (например, клались личные вещи в могилу), то в XII-ХIII вв. повсеместно распространилась унификация, ортодоксальность мусульманского погребального ритуала (строгое соблюдение кыблы – ориентировка лицом в сторону храма Каабы в Мекке, что для Среднего Поволжья означало – на юго-юго-запад), однообразное положение корпуса и рук умершего с разворотом на правый бок; полное отсутствие сопровождающего инвентаря. Такое строгое соблюдение ортодоксальных правил может быть объяснено только наличием в городах и селах Волжской Болгарии мусульманского духовенства, которое следило за соблюдением канонов.
Северные районы Самарской области и Самарская Лука входили в состав территории Волжской Болгарии. Муромский городок, расположенный у Жигулевска, являлся самой южной крепостью болгар, крупным средневековым городом – центром ремесла и торговли. Археологические исследования данного памятника выявили разрушавшийся во время строительства дороги мусульманский могильник ХI-ХII в.в. Результаты его изучения показали наличие того же погребального ритуала, какой существовал в центральных районах государства.
Важно отметить, что в течение всего домонгольского периода истории Волжской Болгарии и даже в золотоордынское время какие-то группы его населения оставались в язычестве. Так, например, раскопки археологических памятников на востоке Татарстана выявили угорскую группу населения, которая вплоть до ХIV в. продолжала хоронить своих сородичей по языческому обряду и только в золотоордынское время стала переходить в ислам. Даже в среде болгар-мусульман сохранялись различные языческие пережитки и культы. Исследователи неоднократно подчеркивали синкретизм раннего ислама: "...ислам нигде, никогда, ни у какого народа не существовал в "чистом" виде, повсеместно он являлся сложным сплавом местных традиций, восходящих к доисламским религиям, и традиций, кодифицированных шариатом". Так Ибн-Фадлан, описывая похороны мусульманина у болгар, отмечал "гнусный дикий плач", самоистязание рабов в знак скорби, обычай класть на могилу оружие. Традиция нанесения ран и увечий во время погребения была распространена среди раннесредневековых тюрков-язычников.
Таким образом, уже в Х в. Волжская Болгария стала самой северной исламизированной страной. В 986 г., согласно "Повести временных лет" волжские болгары пришли миссионерами ислама, пытаясь склонить к принятию данной религии великого киевского князя Владимира. На вопрос князя о сути их религии, болгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина, а после смерти Мухаммед дает каждому по 70 женщин, из которых можно выбрать самую красивую. Владимир, как сообщают летописи, на это ответил, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина был тверд: "Руси есть веселие пити, не можем без этого быти". Кроме болгар к Владимиру приезжали немцы, евреи (по-видимому, из Хазарии), греки, и все хвалили свою религию. Было решено разослать во все эти страны киевских послов, вернувшись от волжских болгар, послы рассказывали о том, как мусульмане "кланяют в храме, ркучи в ропати", что там нет веселья, только одна печаль, "и несть добр закон их". Ислам был отклонен, и в 988 г. Русь была крещена.
С принятием ислама Волжская Болгария приобщилась к средневековой высокоразвитой цивилизации Востока. В городах строили мечети, медресе, минареты, распространялась арабская письменность. Под влиянием арабской и среднеазиатской культур у болгар происходил стремительный процесс развития культуры, просвещения, разных наук. В письменных источниках упоминаются болгарские историки, медики, философы и юристы. В ХII-ХIII вв. Волжская Болгария сама стала одним из центров подготовки мусульманских ученых и духовенства. Христианский миссионер Г. Рубрук в середине ХIII в. писал: "Булгары, самые злейшие Сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой".
В начале ХIII в. началось последнее в средневековой истории и самое мощное нашествие азиатских кочевников – татаро-монгольское. В 1236 г. после жестокой и отчаянной борьбы под копытами монгольской конницы пала Волжская Болгария. Муромский городок и его сельская округа были выжжены и разрушены, как и большинство болгарских городов и сел.
После возвращения из западного похода монгольских войск и образования сильного, феодального государства Золотой Орды с центром в Нижнем Поволжье началось медленное возрождение Волжской Болгарии. Однако, это было уже не самостоятельное государство, а один из улусов золотоордынских ханов. Вся территория Самарского Поволжья входила в состав Золотой Орды. Северные лесные районы, долины рек Сок, Кондурча, В. и М. Кинелей занимали, в основном, болгары, пережившие монгольское нашествие. Степные районы традиционно служили кочевьем кочевников по берегам р. Самары археологически выявлены поселки и некрополи оседающих на землю тюркских кочевников. Самарская Лука и побережье Волги были заселены разноэтничным населением: болгарами, мордвой, русскими и другими. По-видимому, это были пленники, приведенные монголами в Поволжье для строительства своих городов, обеспечения волжского торгового пути, переволоки судов, обслуживания послов и торговых караванов.
Золотая Орда (середина ХIII – начало ХV вв.) представляла собой средневековое феодальное государство с сильной центральной властью, занимавшее огромную территорию: от Приднестровья до Средней Азии и от Камы до Кавказа. Вся эта территория была заселена разноэтничным и разнокультурным населением с разными хозяйственными укладами: оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим, с разными религиозными системами.
Сами монголы в момент появления в Европе были язычниками. Выше говорилось, что первый хан Золотой Орды Ратый (Бату) был похоронен по языческому обряду. Его брат и преемник Берке-хан принял мусульманство. По некоторым сообщениям, сын Бату – Сартак был христианином. Веротерпимость и даже равнодушие монголов к религиям покоренных народов неоднократно упоминается в письменных источниках. "Ведь татары военной мощью подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по-прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь или мало заботясь о том, кто какой веры держится – отмечал в начале ХIV в. венгерский монах-францисканец Иоганка. В целом же, в Золотой Орде имели распространение три религиозные системы: ислам, христианство, язычество.
Ислам исповедовала значительная часть покоренного монголами населения: волжские болгары, народы Средней Азии, Кавказа. Начиная с Берке-хана ислам начал проникать в среду золотоордынской аристократии. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, кочевая степь в ХIV в. в целом оставалась еще поверхностно затронутой мусульманством. Археологические памятники кочевников ХIV в. свидетельствуют о сохранении старых языческих обрядов. Однако, в это время в Нижнем Поволжье появляются некрополи с мусульманскими чертами: курганы с кирпичными сырцовыми выкладками и оградками, с могилами без вещей. В Самарском Поволжье такие памятники неизвестны. Все исследованные кочевнические курганы ХIII-ХI вв. обычные земляные, с чертами языческого печенежского или кыпчакского погребального ритуала. Однако, недадеко от с. Гундоровка на р. Сок был изучен археологический памятник нового типа: небольшой земляной курган с ровиком вокруг погребальной площадки и деревянным сооружением над этой площадкой ("домик мертвых"). В центре кургана находилась трапециевидная глубокая могильная яма, где лежал погребенный, головой на запад, при нем имелась только голубая настовая бусинка. Этот комплекс относится к кругу ранне-мусульманских и представляет собой, по-видимому, характерный для Среднего Поволжья тип некрополей, отражающих процесс перехода кочевников от язычества к мусульманству.
В золотоордынский период возродились некоторые города Волжской Болгарии и в первую очередь столичный город Болгар. Именно в это время там были воздвигнуты великолепные архитектурные сооружения: соборная мечеть, мавзолеи, минареты. Некоторые из них стоят и поныне, находясь под охраной Болгарского историко-архитектурного заповедника (с. Болгары, Татарстан). В ХIV в. Болгар довольно часто посещали арабские ученые: Ибн-Батута, Ал-Омари и другие. Их очень интересовали особенности "седьмого климата", которые обусловили особый порядок богослужения, – краткость ночи летом и дня зимой. Арабы хотели установить в Волжской Болгарии арабский мусульманский порядок молитв, однако среднеазиатский подходил больше для географического положения Среднего Поволжья. Ал-Омари сообщает, что бухарские правоведы получили от болгар "фетву" о том, что у них ночь продолжается всего три часа. "Если мы займемся разговеньем, то упустим время утренней молитвы, а если займемся молитвой, то настанет рассвет и мы упускаем разговенье. Так что должно совершить раньше определенного законом времени?". На этот запрос бухарские правоведы разрешили им совершать раньше разговенье и отложить молитву. В целом, можно констатировать, что ислам в золотоордынское время укреплялся в Среднем Поволжье и расширялся за счет перехода в мусульманство бывших язычников: степных кочевников и других этнических групп: угорских на востоке Татарии и мордвы в Самарском Поволжье, о чем пойдет речь ниже.
Другая мировая религия – христианство начала проникать в Восточную Европу еще в раннем средневековье. Наибольшее распространение она получила на Кавказе, в Крыму, частично в Хазарии. Однако, в Самарском Поволжье многочисленное христианское население появилось лишь в золотоордынское время, что были прежде всего русские люди, взятые монголами в плен и приведенные на Волгу в рабство. Археологические исследования убедительно показывают, что русский компонент населения городов и поселков на Волге был очень значительным.
М. Д. Полубояринова провела специальное исследование данной проблемы и пришла к выводу, что следы пребывания русских есть во всех исследованных центрах Золотой Орды: от Наровчата до Маджар и от Поволжья до Крыма. В Самарском Поволжье такие имеются археологические памятники ХIII-ХIV в.в. с остатками русской культуры. Они приурочены, в основном, к Волге и Усе: поселения Березовка, Печерские Выселки, Рубленое озеро, Междуреченское городище и другие. В культурном слое Березовского поселения обнаружены христианские крестики, – среди них два энкалпиона. Один энкалпион принадлежит к известному типу энкалпионов с обращением к Богородице, изготовленных в Киеве буквально перед монгольским нашествием.
Многочисленные письменные источники: русские летописи, ярлыки золотоордынских ханов русскому духовенству, духовные и договорные грамоты русских князей, жития святых содержат подробные сведения о русских людях, оказавшихся в Орде. Изучение данных источников показало, что русская церковь пользовалась у монгольских ханов покровительством. Ханские ярлыки освобождали духовенство от всех видов дали и повинностей. При хане Берке, который сам принял ислам, в 1261 г. была образована Сарайская православная епископия. Первым епископом Сарайским и Переяславским был Митрофан. Ему подчинялась территория вверх от Сарая по Волге и Дону. В 1459-1461 гг. епископы были переименованы из сарайских в сарские и подонские. Некоторые источники указывают на то, что в поволжских городах существовали православные церкви, часовни и монастыри, в том числе и на территории современного города Самары.
Золотая Орда являлась в определенном смысле ареной борьбы между православием и католичеством, которое с ХIII в. осуществляло постоянный натиск на монголов, пытаясь использовать их в борьбе с турками-сельджуками, с Никейской империей, с германским императором Фридрихом II. Послания римского папы доставляли монгольским ханам монахи францисканцы и доминиканцы: П. Карпини, Г. Рубрук, Юлиан и другие. Например, Карпини отправили с миссией передать великому монгольскому хану Гуюку предложение папы принять католичество. Гуюк ответил грубым отказом, пригрозив Западу нашествием и требуя полного подчинения. Но потом отношения Рима и Золотой Орды сложились более доброжелательные. В 1315 г. в Сарае было основано католическое епископство. Первый епископом был францисканец Стефан. В ХIV в. в Золотой Орде было 12 францисканских монастырей. Православные и католические миссионеры выполняли одну задачу – обратить степняков-язычников в христианство.
Археологическое изучение Самарского Поволжья показало, что в золотоордынский период только две группы населения оставались в язычестве: тюрки-кочевники, о которых говорилось выше, и мордовские племена, мокшанские и эрзянские роды переселились на Волгу из своих исконных земель (Пензенская и Нижегородская области), по-видимому, также по воле золотоордынских ханов. Следы их пребывания найдены в слоях поселений на р. Усе. Исследованы языческие мордовские некрополи: у с. Рождествено, с. Муранка, на поляне им. Фрунзе (г. Самара). Их изучение позволило выявить интересные подробности погребального ритуала мордвы в ХIV в.: грунтовые могильники; южная ориентировка у мокши и северная – у эрзи; различное положение женщин и мужчин: женщины клались в скорченной на боку положении, в позе спящего человека, а мужчины – вытянуто на спине; умерших сопровождал богатый вещевой инвентарь – оружие, орудия труда, сосуды, украшения и т.д. Новые обстоятельства открылись при изучении мордовского некрополя у с. Рождествено: вперемежку с языческими погребениями располагались мусульманские, как ортодоксальные, так и раннемусульманские с реликтами язычества. Аналогичные мордовские памятники известны в Пензенской области у г. Мохши (Сотенский могильник) и в Саратовской области у г. Аткарск. Эти факты свидетельствуют о процессе перехода части мордовского населения, жившего на Волге в ХIII-ХIV вв., в ислам.
В результате феодальных усобиц, военных походов среднеазиатского правителя Тимура, набегов новгородских ушкуйников и борьбы русских княжеств за независимость в ХV в. Золотая Орда распалась на несколько отдельных ханств. Территория Самарского Поволжья стала кочевьем родов, вошедших в Ногайскую Орду.
 
Форум Туркменских Земляков » Флэйм » Истории » поволжье (тюрские племена)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2007
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz