Туркменское Землячество
Пятница, 22.09.2017, 20:09
Меню сайта

Форма входа

Друзья сайта

Статистика

Последние статьи

Популярные темы

Мини-Чат
 
Наш опрос
С Туркмении с какого вы города ?
Всего ответов: 1652

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум Туркменских Земляков » Флэйм » Истории » туркмепны и зороастризм
туркмепны и зороастризм
ашхабадДата: Понедельник, 25.06.2007, 21:58 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 84
Репутация: 1
Статус: Offline
Размышления о корнях системы нравственных ценностей туркменского народа.

На пороге новой эпохи прорывов в область моральных ценностей и их переоценки важно чаще обращаться к истории человеческого мировоззрения. Ещё во II-м тысячелетии до н. э. нашими древнейшими предками было предложено глубокое нравственное учение. Именно так датирует большинство учёных время возникновения первой религии пророка — зороастризма, основанной легендарной личностью Заратуштрой. Реформируя старую языческую религию, Заратуштра не только провозгласил веру в единого бога, но пересмотрел систему нравственных ценностей своей эпохи. В результате, на той древней стадии развития человеческого мировоззрения, возникло весьма логичное, действенное в практическом смысле этическое учение.

Зороастризм сложно назвать религией в привычном понимании этого слова, несмотря на утверждение единого верховного бога — Ахура-Мазды. Проблема веры сводилось не столько к вере в божеств как таковых, сколько к вере в высшее Добро. Основной акцент переносится в область нравственно-этическую. Допускалась идея об изначальном существовании двух противоположных начал — доброго и злого. В непримиримой борьбе добра и зла бог выступает как главный проповедник и защитник Добра, но не как его воплощение. Вернее было бы даже сказать, что на него возложена роль руководителя и вдохновителя процесса борьбы со Злом. Возвеличивая одного бога среди целой плеяды божеств и сделав его помощником человека и источником харизматической силы для его борьбы со Злом, Заратуштра добился того, что главной фигурой его учения становился сам человек. Герои авестийских гимнов не только боги, но и люди — ремесленник, земледелец, пастух, жрец, воин.

Важной задачей было объяснение роли каждого индивида в мировом процессе и его спасение от отчаяния и безысходности, сложившихся в результате ожесточенной борьбы между оседлым и кочевым укладами жизни. Заслуга Заратуштры в том, что он своевременно оценил роль морали как социального регулятора. Нравственные ценности выводились непосредственно из целесообразного для человека и мироздания в целом. Забота о своём здоровье, труд, охрана природы, забота о животных, решение демографических проблем, благотворительность — вот ценности, которыми руководствовался зороастриец.

Учение Заратуштры выдвигает моральный закон о необходимости всю свою жизнь собирать благие мысли, благие слова и дела. Идеал поведения зороастрийца строится через соблюдение этого закона. Зороастризм учит человека воспитывать себя. оценивать поступки, творить над собой суд, наводить порядок в своём внутреннем мире. стать творцом своей судьбы.

Такое этическое учение оказало своё влияние на последующие культуры. Это относится и к культуре народов Средней Азии, на территории которых рано утвердилось зороастрийское учение.

Туркменский народ вправе гордиться своим культурным наследием памятников народного творчества. Передававшиеся из поколения в поколение сказки и предания, пословицы и поговорки, легенды и дестаны дают яркое представление о быте, обычаях, мироощущении и ценностях древних туркмен. Древнейшие из этих памятников — сказки о людях, животных и фантастических существах. Одним из таких существ является «дэв», несомненно, имеющее отношение к злому духу «дэва» из зороастрийской мифологии. Но в туркменских сказках дэвы не только злые, но и добрые. Ещё один образ — злое чудовище «аждарха», прообраз которого представлен в зороастрийской мифологии как «Ажи-Дахака» Основной сюжет туркменских сказок — борьба с источником зла и победа над ним, схожая с зороастрийским идеалом поведения. В сказках возбраняются такие качества как лживость, лень, неверность, жадность и воровство, воспеваются доброта, трудолюбие, справедливость, мужество и верность. Именно нравственные качества и помогают герою одержать победу. Туркменские сказки оптимистичны и справедливы, вселяют веру в возможность исполнения желаний.

Интересно анализировать, как строятся взаимоотношения людей и животных в различных памятниках народного творчества. Будь то сказки или легенды, эпосы или дестаны, человек обязательно взаимодействует с животными. Чаще всего это проявляется в оказании помощи друг другу в трудные минуты. Таким образом, присутствует идея гармоничного сосуществования человека с природой. Хотелось бы отметить, что хотя герой надеется только на собственные силы, во многих сказках его верным помощником является конь. Конь как любимое животное туркмен наделен нравственными качествами, присущими человеку. Встречается сюжет о том, что герой сказки — человек был порожден конем. В знаменитом эпосе «Героглы» рассказывается о преданности друг другу человека и коня. В авестийских гимнах Заратуштра часто обращается к Аху-ра-Мазде с просьбой дать ему быстрых коней. Видимо, роль коня в жизни зороастрийца была также велика. Такое внимание к животным в творчестве народа, видимо, является отголоском древних традиций, связанных с отношением к животным как к тотему.

Современный туркменский бытовой этикет содержит в себе все лучшие традиции, сложившиеся в течение веков. Мораль вплетена в быт туркменского народа. Присутствует идея об исконной благости человека, ожидание от него только хороших поступков. Этим и объясняется то, что туркмены для обращения к незнакомцу употребляют те же слова, что и к родным. Особое и трепетное отношение туркмен к семье как к святому очагу отражается и на их отношении к социуму. Активное участие в жизни друг друга, порою самовольное вторжение в жизнь другого с целью помочь и посодействовать, не только не возбраняется по эгоистическим соображениям, а наоборот, воспринимается как должное, необходимое. В итоге человек не чувствует себя одиноким. Такая этика спасает общество рыночных отношений от угрозы проблемы отчуждения человека, которой страдает современное западное общество. Доброта и дружелюбие, миролюбивость и гостеприимство — вот качества, которыми испокон веков славится туркменский народ.

Майя КЛЫЧЕВА.
 
Форум Туркменских Земляков » Флэйм » Истории » туркмепны и зороастризм
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2007
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz